Обработка земли на участке. Мотоблок или культиватор

20/02/2018 0 Автор admin

Судя по внешнему виду, в большинстве случаев, мотокультиватор выигрывает у мотоблока

В последние годы в специализированных торговых точках существует большой выбор различной мини-техники, которая существенно облегчает работы на приусадебном участке, на даче, на шести сотках за городом.

Среди этого широкого выбора обработки земли особо выделяются различные мотокультиваторы и мотоблоки. С их помощью можно без особых затруднений обработать не только «легендарные» шесть соток, но и площадь, существенно превышающую этот, как его называли ранее, «Мичуринский участок».

Мотокультиватор или мотоблок

Судя по внешнему виду, в большинстве случаев, мотокультиватор выигрывает у мотоблока. Обычно у него и захват, создаваемый фрезами шире, и сам он легче. К тому же и некоторый выигрыш в цене получается. Однако у мотоблока плюсов больше.

Эти небольшие машины, имеющие пару колёс, что позволяет их использовать в качестве небольшого грузовика при наличии специального прицепа, предназначены для выполнения самых различных работ. Разумеется, это возможно при оборудовании мотоблока навесным оборудованием.

Одно из существенных отличий мотоблока – наличие вала отбора мощности. У некоторых, имеющих многодисковое (как у мотоциклов) сцепление, это и в самом деле вал, у других – это просто свободный шкив, куда надевается приводной ремень, вращающий какое-то навесное оборудование. Сцепление у таких мотоблоков ремённое.

Конструкция простая. При заводке рукоятка, натягивающая приводной ремень, отпущена. Вращение не передаётся с коленчатого вала на первичный вал редуктора. Когда на рукоятку нажимают, ремень натягивается, тяга с коленвала передаётся на редуктор.

Следует уточнить, что редукторы у таких мотоблоков имеют две передачи. При этом на второй мотоблок, разумеется, оборудованный прицепом, может двигаться со скорость десять километров в час.

Обрабатывать землю можно как мотокультиватором, так и мотоблоком. Однако если первый может выполнять только одну операцию, разрыхлять почву, то второй способен на гораздо большее. При установке на мотоблок металлических колёс с грунтозацепами, а для улучшения сцепления с почвой ещё и съёмных утяжелителей, мотоблок становится почти мини-трактором. Если на него установить специальный плуг, то можно без затруднений вспахать довольно большой участок.

Предусмотрены для мотоблоков и такие навески, как борона, фреза (подобная установленной на мотокультиваторе), картофелесажалка, окучник, картофелекопалка. Можно ставить и иное оборудование, но к обработке земли оно отношения не имеет.

Работать с плугом или с фрезой

Какой вариант подготовки почвы использовать более удобно с помощью мотоблока? Конечно, традиционная вспашка с помощью плуга, даёт хорошие результаты. Однако после этой операции требуется ещё одна. Дело в том, что плуг, делая отвал, часто не разрыхляет землю до состояния, при котором возможно производить посадку. По этой причине вспаханную площадь нужно обработать бороной.

Бороны бывают лёгкими и тяжёлыми. С тяжёлой бороной мотоблок, даже на железных колёсах, просто не справится. Да и предусматривается для установки на нем только небольшая лёгкая борона. Это значит, что в случае, когда почва сырая или, как говорят, «тяжёлая», отвалы не будут рассыпаться. Одного боронования будет мало. Потребуется, в лучшем случае, повторное. В противном случае на вспаханной территории останется много комьев. Высохнут они быстро, и при посадке будут осложнять работу.

Конечно, если по вспаханному участку дополнительно пройтись культиватором, то сырые комья будут разбиты. Но в таком случае, так же, как с боронованием, работа на участке потребует дополнительного времени, лишнего расхода горючего.

Владельцы мотоблоков при обработке приусадебных участков чаще всего предпочитают не использовать плуг, а просто культивировать землю на глубину, необходимую для посадки. При этом вместо ведущих колёс они устанавливают имеющиеся в комплекте фрезы.

Для мотоблоков предусматриваются две фрезы. От тех, которыми оборудуются мотокультиваторы, они отличаются и диаметром «лап», и шириной захвата. Обычно с помощью двух фрез, установленных на мотоблок, за один проход обрабатывается полоса шириной восемьдесят сантиметров. При этом глубина обработки может превышать двадцать сантиметров.

Что касается качества, использование фрезы практически полностью избавляет от больших комьев. К тому же, при разрыхлении фрезы и насыщают землю воздухом, и немного поднимают её. Благодаря этому сырая почва довольно быстро (обычно хватает одних суток) высыхает. Это даёт возможность осуществлять посадку выбранных культур уже на следующий день.

О чем надо помнить, работая с новым мотоблоком

Установить фрезы на мотоблок не сложно. Вначале на нем закрепляется упорный клин. Затем мотоблок немного наклоняют в одну сторону. Если нет помощника, можно просто воспользоваться упором. Колеса фиксируются на оси с помощью специальных шплинтов, оборудованных пружинами. После удаления шплинта колесо снимается. Вместо него устанавливается фреза, которая фиксируется тем же шплинтом.

При установке фрез следует обратить внимание на их части, которые будут резать землю. Острые края должны быть направлены вперёд. В противном случае они просто не будут входить в почву. Если острые края фрез приобретают подобие округлости, то есть, становятся тупыми, желательно наточить их, используя наждак или обыкновенный большой напильник.

Приступая к работе нельзя забывать, что новому мотоблоку нельзя сразу давать большую нагрузку. Как и любая техника, он требует обкатку. По этой причине желательно хотя бы первые две – три сотки обрабатывать, используя первую передачу. В таком случае двигатель мотоблока работает, практически, без нагрузки. Правда, при этом времени на операцию требуется больше, но зато повышенного износа двигателя не будет.

Обычно участок проходят дважды. При первом проходе фреза просто разрыхляет верхний слой почвы на глубину десять-двенадцать сантиметров. При повторном проходе заглубляться можно сантиметров на двадцать. Ориентир – оси фрез. Если они находятся на уровне разрыхляемой почвы, или несколько утоплены в ней, то такой глубины достаточно и для посадки картофеля, и для устройства грядок под другие культуры.

Некоторые приёмы, используемые при обработке почвы мотоблоком

Обработка участка с использованием второй передачи даёт лучший эффект. Если мотоблок на обкатке, то эту передачу можно использовать на повторном проходе участка. В это время земля уже разрыхлена, что облегчает работу.

После того, как двигатель мотоблока заведён, следует подождать приблизительно полминуты. Это необходимо для прогрева.

При работе на первой передачи рукоятку акселератора можно поставить в положение, соответствующее одной трети его хода. Когда включена вторая передача, рукоятка ставится в среднее положение, или несколько превышает его.

Меньше половины «газа» давать на второй передаче не надо. Двигатель не заглохнет. Он оборудован автоматическим устройством для обеспечения нужной тяги. Однако в случае повышенного заглубления фрез, что может произойти случайно, или попадания на место с повышенной влажностью, двигатель будет работать «с надрывом». А это не желательно.

Средние обороты двигателя обеспечат достаточно быстрое вращение фрезы, за счёт чего почва будет измельчаться лучше. Особо хороший при этом эффект получается, когда на участке было заранее разбросано удобрение. Быстро вращающая фреза распределяет его по участку равномернее, да ещё и заглубляет в почву.

Обработка земли мотоблоком с помощью фрезы не требует особого опыта. Он приходит уже в первые десятки минут. При проходе на первой передаче легко понять, с каким усилием следует надавливать на рукоятки, и когда их надо наоборот приподнимать. Когда на рукоятки руля надавливают, движение мотоблока вперёд замедляется, фреза основательнее заглубляется в почву. Если же заглубление слишком велико, и мотоблок остаётся на месте, продолжая заглубляться, немного приподнятые рукоятки обеспечивают его дальнейшее движение.

Возможен случай, когда фреза по какой-то причине не может углубиться, и мотоблок не движется вперёд. В таком случае, надавливая то на одну рукоятку, то на другую, а также делая небольшие повороты, положение легко исправляется.

Некоторая сноровка требуется при развороте у края участка. Возможны два варианта. При первом рукоятки приподнимают, быстро разворачивая мотоблок. При втором на них наоборот надавливают. Это давление передаётся опорному клину, вокруг которого и разворачивается мотоблок.

Можно ли фрезой разрыхлять целину

Порой случается, что обработать землю надо на участке, который несколько лет не использовался, или вовсе был целиной. В таком случае работать следует на первой передаче. Подходить к таком участку надо со стороны обрабатываемой земли. Надавливая на рукоятки, притормаживая движение вперёд за счёт опорного клина, разрыхляют верхний слой почвы. Затем, также на первой передаче выполняется второй проход, при этом фрезы заглубляются на нужную глубину.

Бывшая целина или залежь – это, всегда дёрн с корнями растений, комья земли, которые не разрыхляются медленно вращающейся фрезой. По этой причине такой участок следует обработать третий, а может быть, и четвёртый раз, используя вторую передачу.

Остаётся только уточнить, что затраты на топливо (обычно это бензин) при обработке почвы мотоблоком, оборудованным фрезой, незначительны. Обычно мощность его двигателя составляет шесть лошадиных сил, или чуть больше. При этом расход бензина при максимальной нагрузке не превышает двух литров в час. Но максимальная нагрузка может быть только при полном повороте рычага акселератора и «тяжёлой» почве. Обычно же на две сотки при двух проходах фрезой расходуется менее двух литров горючего.